Rational Unified Process – достаточно директивная методология, насчитывает более 30 ролей, более 20 мероприятий и более 70 артефактов.
Rational Unified Process Methodology (RUP, Рациональный унифицированный процесс) описывается более 120 правилами. Kanban, например, – тремя, Scrum – девятью, Extreme Programming – тринадцатью.
RUP ориентируется на итеративную модель разработки. В конце каждой итерации (продолжительностью 2-6 недель) команда должна достичь запланированных на данную итерацию целей, создать или доработать проектные артефакты и получить промежуточную, но работоспособную версию продукта. Итеративная разработка позволяет достаточно быстро реагировать на изменяющиеся требования, идентифицировать и ликвидировать риски на ранних стадиях проекта, а также постоянно контролировать качество разрабатываемого продукта.
Полный жизненный цикл разработки продукта состоит из четырёх фаз, каждая из которых включает в себя одну или несколько итераций:
1. Начальная стадия сопровождается реализацией следующих пунктов:
✔️ формирование видения проекта;
✔️ создание экономического обоснования (Business case);
✔️ определение основных требований, ограничений и ключевых функциональностей продукта;
✔️ создание базовой версии описания системы;
✔️ оценка рисков.
2. Уточнение сопровождается реализацией следующих пунктов:
✔️ детальное документирование всех требований;
✔️ построение архитектуры;
✔️ создание обновленной версии экономического обоснования и проведение более точной оценки сроков и стоимости;
✔️ разработка мероприятий по снижению рисков.
3. Построение сопровождается реализацией следующих пунктов:
✔️ реализация основной части функциональности продукта;
✔️ проведение первого релиза системы.
4. Внедрение сопровождается реализацией следующих пунктов:
✔️ создание финальной версии продукта;
✔️ передача продукта заказчику;
✔️ разработка программы бета-тестирования;
✔️ обучение пользователей;
✔️ определение качества продукта. В случае, если качество не соответствует ожиданиям пользователей или критериям, установленным в фазе Начало, фаза Внедрение повторяется. Выполнение всех целей означает завершение полного цикла разработки.
В RUP определено 9 технологических процессов:
✔️ бизнес-анализ;
✔️ управление требованиями;
✔️ анализ и проектирование;
✔️ реализация;
✔️ тестирование;
✔️ развертывание;
✔️ управление проектом;
✔️ управление конфигурацией;
✔️ управление средой.
Для каждого технологического процесса предусмотрены роли, определяющие обязанности отдельных лиц (например, системный аналитик, тестировщик), виды деятельности, определяющие работы, выполняемые исполнителями (например, проектирование класса) и артефакты – документы, используемые, порождаемые или модифицируемые процессом. Основные артефакты в RUP – модель, элемент модели, документ, исходный код, исполняемая программа.
RUP можно описать 120 правилами. Рассмотрим основные из них:
- Business Designer;
- Business-Model Reviewer;
- Business-Process Analyst;
- Capsule Designer;
- Change Control Manager;
- Code Reviewer;
- Configuration Manager;
- Course Developer;
- Database Designer;
- Deployment Manager;
- Design Reviewer;
- Designer;
- Graphic Artist;
- Implementer;
- Integrator;
- Process Engineer;
- Project Manager;
- Project Reviewer;
- Requirements Reviewer;
- Requirements Specifier;
- Software Architect;
- Stakeholder;
- System Administrator;
- System Analyst;
- Technical Writer;
- Test Analyst;
- Test Designer;
- Test Manager;
- Tester;
- Tool Specialist;
- User-Interface Designer;
- Architectural analysis;
- Assess Viability of architectural proof-of-concept;
- Capsule design;
- Class design;
- Construct architectural proof-of-concept;
- Database design;
- Describe distribution;
- Describe the run-time architecture;
- Design test packages and classes;
- Develop programming guidelines;
- Develop design guidelines;
- Identify design elements;
- Identify design mechanisms;
- Incorporate design elements;
- Prioritize use cases;
- Review the architecture;
- Review the design;
- Structure of the implementation model;
- Subsystem design;
- Use-case analysis;
- Use-case design;
- Analysis model;
- Architectural proof-of-concept;
- Bill of materials;
- Business architecture document;
- Business case;
- Business modeling guidelines;
- Business object model;
- Business rules;
- Business use case;
- Business use case realization;
- Business use case model;
- Business vision;
- Change request;
- и т.д.
При выборе RUP не должны использоваться все правила, предполагается выбор какого-то определенного количества, необходимого для реализации конкретного проекта.
Одно из основных различий между Scrum и RUP в том, что в RUP вы получаете сразу много всего, но надо избавиться от лишнего. А в Scrum – слишком мало, и надо добавить недостающее.
Более подробную информацию по данному вопросу вы сможете получить у нас, пройдя наши курсы (ShBP Academy).